Пятница, 19.04.2024, 09:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Классный час 10 класс сценарий
14:39
Классный час 10 класс сценарий
загрузка...
Оформление и оборудование: карта по истории Древнего мира; фотографии с изображением городов мира; экран соревнований; творческие работы учащихся; фонограммы (мелодии народов мира); кораблик (прикрепляется к карте во время путешествия).

Ведущий:

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие. Вообще-то путешествие обычным быть не может, потому, что в пути всегда встречаются сюрпризы. Но наше необычно еще и потому, что будет проходить во времени.

На уроках истории Древнего мира вы познакомились со многими странами и народами. Какие из них вам запомнились и чем? (Ответы детей.)

Что же общего между историей и этикетом древних народов? Посмотрим в словарь Этикет – это правила поведения в обществе. Но это не только культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова – это обычаи, традиции, верования народов, а также мода и кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности. А первые «пособия» были написаны в Египте.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие на кораблях. У нас есть три команды, задача каждой – показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов. А для начала – познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль.

Представление жюри и команд (название, эмблема, девиз).

Жюри оценивает конкурс.

Ведущий:

Итак, мы отправились в путь.

В этой стране простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами, по этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. Что это за страна?

Дети называют страну (Египет) и показывают ее на карте.

Прикрепляется кораблик.

Что мы знаем об обычаях египтян? Прошу первую команду рассказать об этом.

Выступление представителей команды № 1.

1. Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на площадях, а мужчины хозяйничали дома.

2. Египтяне месили тесто ногами, а глину – руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево. Любили носить парики и даже надевали их на мумии.

3. В Египте даже мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения.

Ведущий:

В этой стране мы с вами уже не впервые. Проверим, как вы знакомы с обычаями.

Вопросы, задания:

Помните миф о египетском боге Осирисе? Во время пира злой бог Сет задумал подстроить ловушку для Осириса. Слуги Сета принесли великолепный золотой гроб и сказали, что достанется он тому, кому придется впору. Гости очень обрадовались подарку и стали по очереди ложиться в гроб. Но впору он пришелся только Осирису. Почему египтян не удивил такой подарок?

Египтяне еще при жизни готовились к смерти, считали это событие важным и значительным, верили в существование загробного мира.

Для египтян очень важен был религиозный культ. Поклонялись они даже животным. Например, богине Бастет в образе кошки. Почему так любили египтяне богиню Бастет?

Выращивая зерновые культуры, египтяне заботились о сохранности урожая, а уберечь зерно от мышей помогали кошки.

Представьте, что вы – вельможа при дворе фараона. Как бы вы себя вели? Покажите.

К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и подали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить.

Представьте, что вы – жрецы, служители бога. Ваши обязанности?

Жрецы натирали статую бога душистыми маслами, одевали ее, подносили вкусное угощение, а затем удалялись, пятясь, чтобы не повернуться к статуе спиной.

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

А мы приготовили для вас небольшой сюрприз. Посмотрите, что у меня в руках (чайная чашка). Как вы думаете, в какую страну я предлагаю вам отправиться? Конечно, в Китай. Ведь это, как известно, родина чая. Существует предание: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листиков с чайного куста, и вода окрасилась в золотисто-коричневый цвет, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Император попробовал новый напиток, и он ему очень понравился.

В Европе чая не знали и первые попытки заварить этот напиток оказались не лишены курьезов. Например, одна англичанка сварила фунт чая, и вареные листья приправила сметаной.

В России чай был недоступен для крестьян – уж очень дорого стоил. Существует шуточное стихотворение о том, как крестьянин варил для барина чай с использованием всевозможных приправ (лука, перца, петрушки). Когда же разгневанный барин приказал наказать недотепу, тот долго не мог понять, в чем его ошибка и решил, что просто забыл посолить варево.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что чай вы заваривать умеете. А вот умеете ли вы правильно пить чай?

Чайный конкурс.

Вопросы:

Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев?

Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см. ниже края чашки.

Можно ли есть джем из общей вазочки?

Джем кладут к себе в специальную розетку, а затем едят из нее или намазывают на хлеб ножом.

Когда к чаю подают кусковой сахар, а когда – сахар-песок?

Сахар-песок обычно подают к чаю с лимоном.

Как принято есть лимон?

Ломтик лимона кладут в чашку с чаем ложкой, выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.

Как следует есть пирожные?

Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно есть рукой.

Нужно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой?

Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.

Жюри подводит итоги. Звучит музыка («Сиртаки»).

Ведущий:

Наши корабли подплывают к крутым и обрывистым берегам. Вдалеке виднеются постройки на холме. Мы можем видеть, как блестит на солнце позолоченный шлем и наконечник копья огромной статуи. «Если ты не был в нашем городе, - говорили его жители, - то ты- чурбан; если не восторгался им – осел, а если добровольно покинул, то ты – верблюд» Еще называли его «городом, увенчанным фиалками»…

Так куда же мы попали?

Дети отвечают, что это Афины, прикрепляют к карте кораблик.

Ведущий:

Да, это действительно Афины. И здесь мы бывали не раз. Что нам расскажут о жителях города путешественники из второй команды?

Выступление представителей команды № 2.

Древние греки большое значение придавали обеду. А правила поведения были таковы: пищу брали руками, руки вытирали хлебом А суп вообще не подавали к столу.

И мужчины, и женщины носили длинные волосы и перевязывали их лентами.

Высшей доблестью греки считали отдать жизнь за независимость своего государства. Погибшего за свободу страны хоронили с большими почестями, а труса отказывались хоронить.

Древнегреческий закон был суров к тем, кто не подчинялся. Если лекарь запрещал больному пить вино, а тот пил и выздоравливал, то больного казнили за то, что он ослушался врача.

Ведущий:

А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете обычаи древних греков.

Вопросы, задания:

Помните поэму Гомера «Одиссея»? Какие правила гостеприимства нарушил циклоп Полифем?

Циклоп встретил гостей неласково, напал на них и даже съел двоих. Таким образом встречать гостей не принято не только в Греции.

Соблюдали ли правила приличия, в нашем понимании, греки, если им не нравилась пьеса в театре?

В нашем понимании – нет, потому что недовольные представлением зрители могли побить автора пьесы и забросать гнилыми овощами и фруктами незадачливых актеров.

Какие правила нарушила одна смелая гречанка, отправившись на Олимпийские игры?

Женщинам запрещалось присутствовать на Олимпийских играх даже в качестве зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

Расскажите, как вели себя греки на рынке.

Толкотня и давка на рынке были столь велики, что афиняне приходили туда в сопровождении своих рабов, которые должны были расчищать дорогу господам. Надо ли говорить, что женщины предпочитали на рынок не ходить и покупки чаще всего совершались мужчинами.

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

А теперь мы отправимся на юг Балканского полуострова. Как видно, здесь нам не очень рады. Жители суровы и неулыбчивы. Да и поселения напоминают скорее военный лагерь. Куда же мы с вами попали?

Дети отвечают, что это Спарта, к карте прикрепляется кораблик.

Ведущий:

Да, мы находимся в Спарте. Что мы знаем об обычаях и порядках спартанцев? Об этом нам расскажут ребята из команды № 3.

Выступление представителей 3-й команды.

В семь лет спартанский мальчик уходил из дома и селился со сверстниками в казармах. Питался впроголодь, спал на жесткой подстилке. Подростка даже учили воровать!

Спартанцы почитали стариков. Как-то на Олимпийских играх старик искал себе место среди зрителей. Когда он дошел до скамьи, где сидели спартанцы, все как один вскочили, уступая ему место.

Спартанцы терпеть не могли заниматься пустяками. И когда один человек сказал спартанцу, что простоит на одной ноге дольше, чем он, спартанец ответил: «А мой гусь - дольше тебя».

Спартанцы не любили длинных речей, а говорили коротко и ясно. Однажды македонский царь отправил такое послание: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»

Ведущий:

А теперь пришло время посоревноваться.

Вопросы и задания:

Как спартанские старейшины реагировали, если видели, что мальчишки затеяли драку. Почему?

За драку мальчиков в Спарте не наказывали, а поощряли, считая, что будущий воин не должен бояться боли. Старейшины не только не прекращали столкновения, но и подзадоривали драчунов.

Спартанский мальчик залез в соседский погреб, украл сметану и сыр. Когда его поймали, то наказали, но не за воровство. За что же?

Воровство поощрялось, как и драка, поэтому мальчика наказали не за то, что он украл, а за то ,что попался.

Разрешалось ли спартанцам обедать дома? Вспомните историю об известном полководце.

Обедать дома мужчинам в Спарте запрещалось. Объединившись в группы по полтора десятка, они ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей пищи, желая в этот раз поесть с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Как относились спартанцы к любителям пить вино?

Любителей вина спартанцы презирали. Чтобы показать детям и юношам, насколько безобразен пьяный человек, поили допьяна рабов и водили их по улицам.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что большинство правил поведения спартанцев для нас являются неприемлемыми. Но одно мы можем взять на вооружение безоговорочно. Вспомните, как спартанцы относились к старикам. Будем брать с них пример!

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Долог был наш путь, но тем приятнее вернуться домой. Я надеюсь, что вам было интересно путешествовать и вы провели время с пользой. Мы узнали, что у всех народов во все времена существовали правила этикета. А нужны ли правила этикета нам, живущим в ХХI веке? Знаем ли мы эти правила?

Последний наш конкурс посвящен знанию современного этикета.

Вопросы.

На улице, в транспорте, в лифте:

Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит? (Мужчина или старший)

С какой стороны должен идти мужчина? (Слева от женщины, военные – справа)

Вам нужно узнать дорогу. Как обратитесь к прохожему? (Без «не»)

Кто первым входит в лифт? (Мужчина)

Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящим рядом.

Как должен вести себя мужчина, выходя из автобуса?

Можно ли обращаться так: «бабуля», «дедуля», «мужчина», «женщина»? (Нет, лучше безличная форма)

Вам представили нового знакомого. Ваш ответ?

Кто здоровается первым: мужчина или женщина? (Мужчина)

В театре:

1. Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)

2. Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)

3. Кто покупает программу: дама или кавалер? (Кавалер)

4. Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)

Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)

Можно ли есть в зрительном зале? (Нет)

Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)

Где можно приводить себя в порядок? (Только в туалетной комнате)

Можно ли бросать цветы на сцену? (Нет)

Как можно выразить свое восхищение? (Восклицаниями «браво», «бис»)

Молодцы, ребята, вы оказались смелыми и любознательными путешественниками.

Думаю, что жюри по достоинству оценит ваши знания и стремление к победе. И пока члены жюри подводят итоги, я предлагаю вам веселую пятиминутку «Иностранный этикет».

Веселая пятиминутка.

Жестами и мимикой выразите восхищение. Выполняется задание. А вот немец в этой ситуации поднимет вверх брови. Если же так сделает англичанин, - значит, ваше предложение является для него сомнительным. Бразилец прищелкнет языком и возьмется за мочку уха.

Попрощайтесь. При выполнении задания, как правило, дети машут рукой. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».

Покажите мне согласие и несогласие. Выполняя задание, кивают и качают головой. В Болгарии это выглядит наоборот.

Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутить пальцем у виска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.

Жюри объявляет итоги, проводится награждение участников.

Ведущий:

Знание правил поведения пригодится в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнятся вам надолго. А теперь я прошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей – за внимание.

Слово командам (произносятся слова благодарности)

Ведущий:

Благодарю всех участников сегодняшней встречи. До свидания.

Во время проведения мероприятия помощники оформляют поэтапно экран соревнований (проставляют баллы каждой команде).
Категория: Сценарий классного часа | Просмотров: 1144 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.