13:59 Сценарии спектаклей для школьного театра | |
Действующие лица:
Ведущая и Ведущий Ученый Михаил Васильевич Ломоносов Граф Иван Иванович Шувалов Императрица Елизавета Петровна Группа школьников, изображающая студентов разных вузов и их педагогов — повара, строителя, разведчика Три девушки по имени Татьяна Вокальный ансамбль. Костюмы и оборудование. Придворные костюмы для Ломоносова, Шувалова и царицы. Для студентов-поваров понадобятся белые колпаки и фартуки, а также сковородка, нож, поварешка, заготовка «решетка яиц», которая выполняется следующим образом. В ячейки решетки кладутся два настоящих яйца, еще пять-десять ячеек заполняются шариками для настольного тенниса, которые на нитках или резинках длиной 10-15 см прикрепляются к донышкам ячеек. Для студентов-строителей нужны будут разные столярные и слесарные инструменты больших размеров (молоток, клещи, транспортир и т. д.), а также заготовка «кирпичи», которая готовится следующим образом. Берутся два одинаковых подлинных кирпича и один фальшивый. Фальшивый кирпич должен совпадать по размеру с подлинными, его можно сделать из подходящей бумажной коробки. Все три кирпича оклеивают однотонной бумагой или окрашивают в одинаковый цвет. Для студентов-разведчиков нужно приготовить фонозапись музыкальной заставки к телесериалу «Семнадцать мгновений весны» композитора М.Таривердиева. Заставка может прозвучать и в живом исполнении на фортепьяно. Обратите внимание: понадобится инструментальная заставка, а не песня. Когда на фоне мелодии участники мероприятия начнут читать свои тексты, звучание музыки надо слегка приглушить, чтобы зрители могли лучше расслышать содержание реплик. Понадобится фонозапись песни композитора Д. Тухманова «Из вагантов» («Во французской стороне, на чужой планете…»). Три девушки по имени Татьяна одеты в зимние русские народные костюмы — цветные жакетки-кацавейки, разноцветные юбки и павлово-посадские платки. Предварительная подготовка. Заранее разучиваются песни и инсценировки. Звучит фонозапись песни «Из вагантов». Входят двое Ведущих. Ведущий (поеживается). Ох, и сильные холода настали! Ведущая. Самое время им на Руси быть — крещенские морозы во дворе трещат. Да что поделаешь, в чужие края нашу зиму не пошлешь. Солнце-то, оно только летом греет, а зимой морозит: над горизонтом встает низко, лучи у него идут косо, скользят по земле, вот и не греют ее. Ведущий. Вроде бы уж и январь на исходе, к весне дело повернуть должно. Не зря говорят: была зима, так будет и лето. Ведущая. А еще такая поговорка про зиму есть: зима лето пугает, а сама потом тает. Ведущий. Что ж, нас-то не испугать, мы к зиме привычные. Известное дело: мороз за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает. Ведущая. Надоела нам зима, хоть и красавица. Вот ты, видать, парень молод, да и то не люб тебе холод. Ведущий. Зимой только тулуп всякому люб. А что парню сделается — бежит себе да греется. Зато, говорят, в зимний холод всякий молод. Вон какой веселой песней встретили нас сегодня. Почему бы это, а? Ведущая. Потому что сегодня -25 января. Ведущий. Ну и что? Ведущая. А то, что день 25 января считается днем необычным — студенческим праздником. Ведущий. Праздником студентов? А почему бы им не выбрать себе денек потеплей да поласковей? Ведущая. Так уж история распорядилась. Именно в этот день, 25 января был подписан Указ об открытии Московского университета. И много сил приложили к свершению этого события наш выдающийся российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и его друг, и покровитель, один из самых просвещенных людей XVIII столетия, граф Иван Иванович Шувалов. (Отходят в сторону). Появляются Ломоносов и Шувалов. В руках у них свитки бумаги. Ломоносов. Ах, Иван Иванович, когда же, наконец, государыня императрица Елизавета Петровна подпишет Указ об открытии нашего университета? Шувалов. Не знаю, что вам и ответить, Михаил Васильевич. Сами знаете, уж который день к ней во дворец именно специально за этим приезжаю, специально аудиенции требую, а она все отказывает. Ломоносов. А по какой причине она отказывает, не объясняла? Шувалов. Весельем наша царица занята беспрерывным, не могу добиться ее внимания. Я ее об одном прошу: подпишите указ, больше у вас и хлопот-то никаких с этим делом не будет. А она знай свое твердит: «Ах, мой друг, как это скучно!» Ломоносов. Подумайте сами, Иван Иванович, какие просторы откроются тогда перед российским просвещением! Будем своих ученых воспитывать, довольно посылать наших толковых молодых людей учиться за границу во всякие там Гейдельберги да Дерпты. Чем Москва наша хуже? Шувалов. Знаю, знаю, как вы о славе земли русской печетесь. Всякий читающий ваши строчки поэтические помнит: «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Земля российская рождать». Ломоносов. Вот именно, у нас талантов не счесть. Дело за малым — открыть университет. Книг у нас на первое время достаточно, а там и библиотеку свою начнем собирать. Шувалов. Да, книг, слава богу, хватит. А опять — кто помог? Ломоносов. Завести на Руси книгопечатание задумал еще, как известно, великий князь московский Иван III, но осуществил его намерение Иван Грозный. Было это в 1553 году, и Ивану Грозному исполнилось тогда только 23 года. Занялся царь книгопечатанием, нашел искусников — Ивана Федорова и его помощника, построили типографию вблизи Кремля на Никольской улице. Ловкий Иван Федоров успевал везде: и за стройкой следил, и из дерева буквы резал, и учеников обучал, и тексты сверял. «Братцы, — говорил он мастерам, — благое дело творят руки ваши. Мощной делаете Русь». Но только через 10 лет приступили к набору книги. Она называлась «Апостол». И вот когда 1 марта 1564 года Иван Федоров благоговейно преподнес царю первую напечатанную на Руси книгу, на глазах у всех блестели слезы. А Иван Грозный ласково произнес: «Великое дело начал ты на Руси, Иван. Благословит тебя Бог и потомки наши». И все бояре поклонились Ивану. Шувалов переходит на другую сторону сцены. Там навстречу ему выходит императрица Елизавета. Шувалов. Государыня, я опять к вам с поклоном. Елизавета. И опять по тому же самому неотложному делу. Шувалов. Да уж простите всемилостивейше, но опять я по поводу Указа об открытии университета. Елизавета (зевает). Ах, мой друг, как это скучно! Ну, ладно уж, давайте сюда ваш указ. (Ставит подпись). Шувалов. Ах, ваше величество, какое событие сегодня свершилось! Елизавета. Посмотрите лучше, какая погода нынче славная стоит: Дворцовый парк в снегу тонет, снегири стайками летают. Едемте, граф, кататься! Шувалов. Осмелюсь просить ваше величество отпустить меня, хотел побежать тотчас же к другу своему Михаилу Васильевичу Ломоносову, должен радостью поделиться. Елизавета. Еще успеете радостью поделиться. Что за капризы, граф! Надо уметь и царствовать, и жить! Елизавета уходит. Шувалов перебегает на половину сцены, где его ждет Ломоносов. Шувалов (кричит). Михаил Васильевич! Поздравляю! Подписала! (Показывает указ. Они пожимают друг другу руки). Ломоносов. Спасибо вам, ваше сиятельство! От всей России спасибо. Не забудет она вас, трех Иванов, что на ее благо потрудились. Царя Ивана Грозного, первопечатника Ивана Федорова и вас. Шувалов. Теперь надо думать о том, где профессоров взять, как программы учебные создавать. Ломоносов. Будет, все это с годами наладится. Кстати, граф, а какой сегодня день? Шувалов. 25 января — день, что зовется на Руси Татьяной Крещенской. Ломоносов. Вот уж поистине — день замечательный. Татьянин день — день создания первого на Руси университета. Уходят. Ведущие выходят вперед. Ведущий. Так вот почему такой праздник отмечается! Ведущая. Да, Татьяна — праздник хоть и морозный да славный. Говорят, у Татьяны изо льда корона, из инея перстенек, из снега поясок. А все равно молодежь этот день любит. Как не любить! Студенческий праздник. Не зря в старинном студенческом гимне «Гаудеамус» так и поется: «Будем веселы, пока мы молоды!» Ведущий. У студентов во все времена полно своих песен было. Вот одна из них. Как раз в ней поется о празднике Татьяны. Выходит вокальный ансамбль. Вокальный ансамбль (исполняет песню «Татьянин день»). День Татьяны пришел, Всех студентов завел, Нашим праздником он называется. Через тумбу-тумбу раз, Через тумбу-тумбу два. Нашим праздником он называется. Есть в столице квартал, Что студентов собрал, Там толпою студенты шатаются. Через тумбу-тумбу раз, Через тумбу-тумбу два. Там толпою студенты шатаются. Шлет студентам привет Наш университет, Тот, где знания все набираются. Через тумбу-тумбу раз, Через тумбу-тумбу два. Тот, где знания все набираются. (Уходят). Ведущая. Чудесная песенка. Только я хочу отметить, что не все сразу наладилось в Московском университете, но постепенно, с годами, препятствия были устранены. Сначала университет размещался в здании на Никольской улице, потом его перевели в специально выстроенное здание на улице Моховой, где он находится и по сей день. Как сказал один современник: «Университет озарил своим светом всю страну». Ведущий. А потом на престол России вступила Екатерина Великая. Ведущая. Верно. И она, и тогдашнее ее окружение, просвещенная знать содействовали развитию университета. При Екатерине было выстроено архитектором Михаилом Казаковым прекрасное здание, устроены лаборатории для изучения медицины. И именно тогда профессора стали читать лекции для студентов на русском языке. Один из тогдашних профессоров утверждал, что нет такой мысли, которую по-русски изъяснить было бы невозможно. Тогда же начала формироваться огромная библиотека. Благодаря пожертвованиям покровителей, появились в университете редчайшие коллекции, пособия и препараты. Научная жизнь забила ключом. Ведущий. Но ведь университет сильно пострадал от нападения французов в 1812 году? Ведущая. Да, пожар Москвы 1812 года уничтожил все сокровища университета. Сгорели картинная галерея и библиотека в 40 тысяч томов, в том числе оригинал «Слова о полку Игореве», много других неповторимых ценностей. Когда москвичи вернулись в свою многострадальную столицу, она представляла собой сплошное пожарище. Долго стояли старые профессора с непокрытыми головами перед университетом, и слезы текли по их морщинистым щекам. Но через семь лет университет был отстроен заново и засверкал именами знаменитых русских ученых. Ведущий. Ну, если Татьянин день — праздник студентов, давай подумаем, куда нам лучше всего поступить после окончания школы? Ведущая. И думать нечего! Лучше всего — в кулинарный техникум. Причем на то отделение, где учат на повара-кондитера. Посмотри, как выглядят дети, когда кончают школу. Ведущий. Да, после выпускных экзаменов вид у них усталый и осунувшийся. Ведущая. Конечно. А проучись они хоть полгода в кулинарном техникуме, да еще на кондитерском отделении, сразу все станут толстые, веселые и красивые. Ведущий. А что, ты думаешь, у студентов-кулинаров своих проблем нет? Ошибаешься. Смотри. (Отходят в сторону). Выходят одетые в белые колпаки и фартуки студенты-повара. В руках у них поварешки. Один из них несет сковороду и нож, другой на вытянутых руках — решетку яиц. Возглавляет группу преподаватель-повар. Повар. Внимание. Сегодня мы будем учиться делать яичницу. Слушайте и запоминайте. Для того чтобы приготовить яичницу, понадобится сковородка. (Показывает сковороду). Студенты (хором). Сковородка! Повар. И нож. (Берет в руки нож). Студенты (хором). И нож! Повар. Внимательно смотрите за моими движениями. В одну руку берем нож, в другую — яйцо. (Берет одно из настоящих яиц). Бьем по скорлупе ножом, выливаем яйцо на сковородку. (Выполняет указанные действия). Студент, который держит сковородку, закрывает ее крышкой. Остальные внимательно смотрят, что же получится. Повар. Закрываем сковородку, засекаем время. (Смотрит на часы). Через 15 минут ваша яичница готова. (Снимает крышку). Все видят, что яичница по-прежнему жидкая. Повар. М-да, что-то не получилось. Попробуем еще раз. Итак, сковородка у нас есть. Берем нож, яйцо. (Берет второе настоящее яйцо). Раскалываем скорлупу, выливаем яйцо на сковородку, закрываем крышкой, смотрим на часы. Через 15 минут… (Открывает крышку). Опять что-то не получилось. Один из студентов. Мариванна, а может, сковородку надо на огонь поставить? Повар. Не учите меня. Это просто неправильная сковородка и неправильные яйца. (Обращается к студенту, который держит решетку с яйцами). Выбросьте их немедленно! Студент выбегает вперед и делает движение, будто бросает яйца на зрителей, переворачивая решетку. Зрители пугаются. Теннисные шарики вылетают и остаются висеть на ниточках. Повара убегают. Ведущая. Отличная профессия — Повар. А какая профессия тебе нравится? Ведущий. Повар — это хорошо, А строитель — лучше. Я бы строить дом пошел, Пусть меня научат. Ведущие отходят в сторону. Входят студенты-строители, которые несут три кирпича и разные инструменты. С ними педагог-строитель. Строитель. Для того чтобы возвести дом, надо сначала определить место, где он будет построен. Вот вы (указывает на первого студента, который держит настоящий кирпич), как вы думаете, где лучше всего строить дом? Первый студент. Надо, чтобы окна нашего дома выходили на север. Тогда мы сможем любоваться северным сиянием. Значит, дом надо построить здесь! (Бросает на сцену кирпич, который падает с грохотом). Второй студент. Нет, надо, чтобы окна дома выходили на юг, тогда к нам всегда будет светить солнце. Значит, дом надо построить здесь! (Бросает второй настоящий кирпич). Третий студент. Нет, вы оба не правы. Посмотрите на наших зрителей. Их лица так сияют и так светятся улыбками. Поэтому дом надо строить здесь! (Бросает в проход зрительного зала фальшивый кирпич). Строители убегают. Ведущая. А мне кажется, что нет на свете романтичнее профессии, чем профессия разведчика. Представляете — разведчик знает всех, его не знает никто! (Отходит в сторону). Звучит музыкальная заставка из телефильма «Семнадцать мгновений весны». Строевым шагом выходят и становятся в ряд студенты-разведчики во главе с преподавателем-разведчиком. Разведчик. Господа будущие разведчики, выполнили ли вы домашнее задание? Студенты (хором). Так точно! Разведчик. Кто напомнит домашнее задание? Первый студент. Изучить биографию отца всех разведчиков Штирлица. Разведчик. Ну и как, изучили? Студенты (хором). Изучили! Разведчик. Так начинайте, слушаю вас. Первый студент. Штирлиц топил печку. Через пару часов печка утонула. Второй студент. Штирлиц стрелял из пистолета вслепую. Слепая упала. Третий студент. Штирлиц стрелял из двух пистолетов по очереди. Очередь заметно и быстро редела. Первый студент. Штирлиц сидел у окна. Из окна дуло. Штирлиц задвинул занавеску. Дуло исчезло. Второй студент. Штирлиц ехал на машине. На обочине дороги стоял Мюллер и голосовал. Штирлиц проехал мимо. Через некоторое время Штирлиц снова проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился. Когда Штирлиц в третий раз проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился, то Мюллер подумал: «Издевается». А Штирлиц подумал: «Кольцевая». Третий студент. Штирлиц пошел в лес собирать грибы. Он долго ходил по лесу, но ничего не нашел. «Не сезон», — подумал Штирлиц, устало опускаясь на снег. Первый студент. Штирлиц открыл дверь — свет зажегся. Штирлиц закрыл дверь — свет выключился. Штирлиц опять открыл дверь — свет снова зажегся. Закрыл — снова выключился. «Холодильник»,- подумал Штирлиц. Второй студент. Ночью Штирлиц шел по лесу. В дупле дерева светились чьи-то глаза. «Сова», — сказал сам себе Штирлиц. «Сам сова», — подумал Мюллер. Третий студент. Дом Штирлица окружили немцы. К двери подошел Мюллер, постучал и крикнул: «Штирлиц, откройте!» «А Штирлица нет дома», — раздался голос из-за двери. Грузовик с солдатами уехал. Так Штирлиц уже в пятый раз обманывал Мюллера. Разведчик. Молодцы. А теперь музыкальная пауза. Изучаем гимн разведчиков. (Выразительно читает текст первого куплета песни «Мгновения»). Студенты мимикой и жестами синхронно иллюстрируют каждое слово текста. Текст( жесты студентов (выполняются с правой руки). Не думай (прикладывают палец ко лбу). О секундах (смотрят на часы, вздернув руку и задрав рукав). Свысока, (встают на цыпочки, смотрят сверху вниз). Наступит (делают шаг вперед). Время, (опять смотрят на часы). Сам (ударяют себя кулаком в грудь). Поймешь, (крутят указательным пальцем у виска). Наверное, (пожимают плечами, разводят руками). Свистят они, (наклоняются вперед, вкладывают в рот большой и указательный пальцы, надувают щеки, выкатывают глаза). Как пули (имитируют движения, будто передергивают затвор у винтовки). У виска, (крутят указательным пальцем у виска). Мгновения, Мгновения, Мгновения. (на каждое слово поворачивают справа налево головы и произносят звук «фить-фить») Разведчик. Отлично! Студенты убегают. Ведущая. Прекрасно. Как много на свете замечательных профессий, и как чудесно, что есть на свете праздник всех студентов — Татьянин день. Ведущий. Студенты хотят продолжать рассказ о Татьянином дне своим студенческим гимном — славной песней «Гаудеамус» Послушаем? Ведущая. Конечно, послушаем. Только я хочу предупредить, наш праздник — рассказ о Татьянином дне — еще не заканчивается. А пока — слово студентам. Кстати, ты знаешь, что означает название студенческого гимна — «Гаудеамус»? Ведущий. Конечно, это первое слово гимна на латинском языке. В переводе оно означает «Будем веселы». Дорогие студенты, ждем вас. Появляются все ребята, изображавшие студентов, и вокальный ансамбль. Ансамбль (поют «Гаудеамус»). Для веселья нам даны молодые годы, Для веселья нам даны молодые годы. Но уходит человек, жизнь его — короткий век По вине природы, По вине природы. Лишь наука на земле служит людям вечно. Лишь наука на земле служит людям вечно. Слава тем, кто нас ведет Неустанно все вперед В жизни быстротечной, В жизни быстротечной. (Уходят). Ведущий. Но ведь Татьянин день знаменателен не только праздником студентов и тем, что на него отмечались именины всех Татьян. Ведущая. Конечно, в этот день принято было отмечать еще немало добрых событий. Ведущий. А каких событий? Ведущая. Пусть нам об этом расскажут сами Татьяны. Вот они, идут к нам в гости. Входят три девушки Татьяны. Татьяны (хором поют частушку). Ах, Татьяна, ты, Татьяна, Наше имя славное. Коль женат ты на Татьяне, Семья будет справная. Ведущий. Дорогие Татьяны, чем еще примечателен ваш день? Расскажите нам, пожалуйста. Первая Татьяна. В старину Татьянин день называли еще солнышем. Прошел ровно месяц с того момента, как стали прибывать минутки светлого времени суток. На Татьянин день эта прибавочка уже заметна — не так долги сумерки, не так темны утренники. Говорили, что на Татьянин день возрос денек на воробьиный скок. Вторая Татьяна. Та, что родилась в Татьянин день, привязана душой к зимней поре. В суровое морозное время она заботливо приглядывает за домочадцами. Она понимает, как бывает сурова зима и как каждому в эту пору нелегко прокормиться, поэтому она старается устроить жизнь и человеку, и животному как можно теплее и сытнее. Недаром Татьяна означает — «устроительница». Третья Татьяна. Про Татьяну всегда говорили, что она хозяйка в доме. У нее ковши не дремлют, квашня не пустеет, печка не угарна. За ней все семейство как за каменной стеной. В этот день в деревнях была традиция стирать в полдень на речке половики — домотканые дорожки. Прежде изношенные рубахи да кофты не выбрасывали, а резали на полоски, сматывали в клубки да вязали из них половики. Длинные-предлинные, во всю избу. Бегает, бывало, детвора в вязаных носочках по вязаным дорожкам — и тепло, и мягко, одно удовольствие. Первая Татьяна. В Татьянин день у стариков и ребятишек был обычай. Выходили они на самое высокое место в округе и грелись на солнышке, загадывали свои желания. Говорили, в этот день солнце особый свет на землю посылает. А вот какие приметы считались верными для этого дня. Красный закат — к сильному ветру. Снег на Татьянин день — летом часто станет дождик поливать. Вторая Татьяна. На Татьянин день полагалось испечь в подарок имениннице хлебный каравай. Каравай пекли по особому рецепту, растирали муку деревянной лопаточкой да приговаривали: «Каравай-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся всему роду-семейству на здоровье, на любовь, на добро и на жизнь». Когда хозяйка дома доставала каравай из печки, он должен был пылать жаром, словно солнце, и благоухать на всю избу. В этот день Татьяна угощала всех родных и гостей. Из ее рук полагалось с поклоном принять ароматный и аппетитный вкусный кусок хлеба. Ведущая. Ах, как хорошо, что мы многое узнали сегодня о прекрасном празднике — Татьянином дне. Ведущий. Давайте закончим этот день славной песней про именинницу Татьяну. Выходит вокальный ансамбль. Все вместе (исполняют песню на мотив «Танечки» композитора А. Ленина из кинофильма «Карнавальная ночь»). А Таня, Таня, Танечка, Твой праздник к нам пришел. Ты в день морозный января Накроешь пышный стол. И мы все на прощание Готовы вам сказать, Что наших милых Танечек Мы будем поздравлять. Ведущий. Еще раз с праздником всех — с Татьяниным днем! Школьники могут поздравить в этот день педагогов — Татьян. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.