14:34 Сценарий классного часа 6 класс | |
Афганистан – наша память и боль.
Оформление: стенд «Страницы афганской войны», надпись «Афганистан – наша память и боль», запись афганских песен, кадры кинохроники. Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к родине, братского отношения к другим народам. Ход занятия: I. Организация II. Историческая справка 1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы. И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время «холодной войны», время жестокого противостояния двух систем. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет. Что было? Как было? И так ли было? Чтец 1: Где только нет сынов твоих, Россия! Они сражались побеждая зло… В отечественной сколько погасило В войне афганской сколько полегло?... 1й ведущий: Всем павшим, не вернувшимся с афганской войны посвящается… 2й ведущий: Славным солдатам и командирам, выполнявшим свой воинский долг в Афганистане и оставшимся в живых, посвящается. 3й ведущий: Поколению, вступившему в жизнь, посвящается. 1й ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком военном пути, поэтому должен хотя бы наш разум военной дорогой пройти. 2й ведущий: Никто не забыт и ничто не забыто. 3й ведущий: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что весь наш народ перенес. 1й ведущий: 25 декабря 1979г. в республику Афганистан был введен «ограниченный контингент войск». 2й ведущий: Более ____ волгоградцев участвовало в боевых действиях, из них ____ пало смертью храбрых. Песня «Афганистан» (на фоне песни мальчики в форме рассказывают) 1й солдат: Афганистан мне показался раем. Реки сказачно – голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Никакой войны… 2й солдат: Там пальм упругие листы, Как зеркала сверкают, И звезды с чистой высоты По ним в траву стекают. Там над ручьем стоит камыш В 3 роста человечьих, Летучая ночная мышь Порхает в нем беспечно. Там обезьяны из чащоб Пугают визгом уток. Там снайпера стреляют в лоб, Что тоже кроме шуток. 3й солдат: Открываю страницы афганской войны, Где желтеют бумага и строки: Ведь уроки, которые извлечены, Прояснились не в скорые сроки. Делал записи наспех, но всё – набело, Как история мне диктовала. Но а то, что ни строчки в стихи не вошло, На войне этой тоже бывало. 1й ведущий: Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в 2 раза дольше, чем Великая Отечественная, и навечно останется в душах вышедшего из неё поколения, опаленного огнем и усвоившего её военные и нравственные уроки. 2й ведущий: 15 февраля 1989г. последний советский солдат покинул землю Афганистана. 3й ведущий: То ли блудные дети, то ли мессии. Из горячих песков мы вернулись в Россию. 1й ведущий: Нельзя врать про них – они становятся злее и агрессивнее. 2й ведущий: Нельзя их жалеть – они легко становятся иждивенцами, в запале требований своих прав, забывая об обязанностях. 3й ведущий: Нельзя их обижать – они резко обороняются. И могут не рассчитать. 1й ведущий: Нельзя с ними, как с детьми, - они были на войне. 2й ведущий: И, как со взрослыми, нельзя – они ничего не видели, кроме войны. Чтец 2й: Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат, Говорят, была ошибка Девять лет тому назад. Там, где звезды над крестами Золотом обведены, Кто-то сонными бровями Двинул в сторону войны. Чтец 3й: Время выбрало нас, Закружило в афганской метели, Нас позвали друзья в грозный час – Мы особую форму надели. И в огне горных трудных дорог Своей кровью кропили походы, Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы. Чтец 4й: Пробита обшивка, Разбито стекло, Последняя стойка прогнута, Но ты приземлился, тебе повезло, Тебе и в пехоте кому-то. Он ранен, тебя посылали к нему Ты сел под обстрелом на скалы – Железная сила в сигнальном дыму С гранитным слилась пьедесталом. Чтец 5й: И зубы сжав, и автомат, От пота вытерев лицо, Они шептали: «Путь назад Свободен лишь для подлецов». … И шли они в безмолвье ада, Раз надо Родине – им надо… Чтец 2й: (на фоне аудиозаписи песни А. Розембаума «В горах Афганистана».) Где-то в стороне послышался стрекот вертушек. Гул нарастал. Скалы гудели от огня, и мне подумалось, что духи не раз вспоминают своего Аллаха. Минут через двадцать обстрел закончился. Вдруг мне послышалось ,что кто-то застонал. Игорь лежал , неудобно подвернув под себя руку. Жизнь его висела на волоске. Я тоже был ранен. Но взвалил его на себя и пополз. Пять минут пыхтения, а продвинулся всего на один метр. Игорь застонал: «Подожди, хочу попросить тебя об одном деле,- он прерывисто задышал ,глотая открытым ртом воздух.- В Свердловске, в пединституте на третьем курсе филфака учится Аня…она не знает, что я люблю ее …, но ты ей передай это …,и еще, зайди к матери, когда вернешься в Союз. Я смотрел на него и не верил, так можно прощаться с жизнью. - Ну уж нет, закричал я – не отдам тебя так просто смерти! Не умирай! Игорь затих медленно, чуть дернувшись всем телом, а я не мог остановить слез, которые капали на камни, молчаливые свидетели тех минут. Игоря больше нет… Чтец 3й: Он вошел в запотевший прицел. Пуля с сонного камня вспорхнула И растаяла в небе Кабула, И висок у него побелел. Пуля в черное небо ушла, И за тысячи верст, под Москвою, На излете своем сединою Материнский висок обожгла. Запись песни «Письмо к матери». Чтец 4й: А гроб-то закрытый… А гроб-то забитый… Сынок мой, сынок мой, Да ты ли убитый? А гроб-то из цинка… Да ты ли в нем, сынка? Чтец: Материнский охрипший беззвучный вой. Залп прощальный и красный шелк. Этот мальчик погиб, выполняя свой Интернациональный долг. 3й ведущий: За 9 лет присутствия ОКСВ в республике Афганистан погибло 13883 человека, пропало без вести 330, раненых 49985. Чтец: Как мало лет он прожил, только 20, Но миг Победы больше, чем года, Как трудно умереть, чтобы остаться, Остаться в наших душах навсегда. Чтец: Из земли, изувеченной язвами мин, Изможденные, злые, как черти, Ветераны боев возвращаются в мир. На правах победителей смерти. Чтец: И не скажут вам метрики, сколько нам лет, Так случилось – на высях сожженных. Прикоснувшись мы к вечному миру, Где нет победителей и побежденных. Чтец: Нам не жалко себя, Но обидно за лучших ребят, Нам обидно за тех, Кто однажды не сядет За праздничный стол и не скажет: «А помнишь ты, мама, Ведь я обещал и пришел». Чтец: Нет, не станем мы плакать, Ведь слезы не красят солдат, Лишь слезинка мелькнет И суровее станет наш взгляд. Песня «Братан» (показ кадров кинохроники вывода войск из Афганистана). Чтец: Все позади: ущелья и воронки На теле свежевспаханных полей, И никогда с Афгана похоронки Не разлучат с сынами матерей. Чтец: Мост через пограничную реку Аму. Сотни женских глаз, устремленных туда, откуда должна появиться колонна с нашими солдатами… Чтец: Девушка в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий… Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девчонка в зеленом ждет жениха… Чтец: Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшихся со всех концов страны к Термезскому мосту! Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания. Чтец: - Рафис! Рафи-ис! – закричала грузинская женщина и метнулась прямо под колеса камаза, узнав в водителе сына. – Рафис! Камаз остановился, колонна застопорилась. Кто-то от моста закричал: - Продолжить движение! А из кабины уже выскочил старший лейтенант с прапорщиком. Подхватили женщину под руки, посадили в кабину: - Езжай, мать! Чтец: Сил у матери не осталось, упала сыну на колени и глаза закрыла. «Обеспамятовала» - прошелестело в толпе. Камаз тронулся, увозя мать с сыном. За ним пошла вся колонна. Чтец: Она стояла, как обычно, с плакатиком, когда увидела своего Микитюка. «Дима! – закричала, - Дима!» Плакатик выпал из рук. Она кинулась к бронетранспортеру. И сержант на броне приподнялся ей навстречу. Чтец: Но БТР продолжал двигаться, повинуясь маршевой дисциплине. Девочка бежала рядом, хватаясь за металл руками, и гвоздики сыпались по одной на песчаную землю. Чтец: Тогда из толпы выбежала самая боевая из встречающих матерей, которую все женщины называли Валя из Сургута. Встала перед бронетранспортером, раскинула руки: «Стойте! Невесту возьмите!» Чтец: Все солдатские руки потянулись сверху к девочке, подняли её на броню, и она оказалась лицом к лицу с тем, кого так долго ждала… Чтец: Так закончилась 9-летняя, никем не объявленная героическая и трагическая афганская война. Чтец: Пусть не все герои – те, кто погибли. Павшим - вечная слава! Вечная слава! Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда Заклинаю: помните! 3й ведущий: Хотя третья мировая война официально не объявлена, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимо от национальности и вероисповедания. И вам, поколению вступающему в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства. На этом фоне очень актуальная тема нашего классного часа «Афганистан – наша память и боль». Память о парнях, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть и останется в ваших сердцах частицей гордости за русского солдата. Минута молчания. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.