21:49 Сценка праздника день учителя | |
Инсценировка отрывка из повести-сказки Януша Корчака "Король Матиуш Первый".
Действующие лица: Старый доктор Рабочий Мальчик Девочка Мама Папа Бабушка Учительница Взрослые Толстуха. Старый доктор. Вы все, наверное, читали повесть-сказку польского писателя и педагога Януша Корчака "Король Матиуш Первый" и помните, как детский парламент постановил детям работать, а всем взрослым отправляться в школу учиться. Трудно вообразить, какой поднялся шум, переполох и возмущение, когда стало известно о решении детского парламента. Папа. Беззаконие! Кто дал им право распоряжаться? Пусть занимаются своими детскими делами, а в наши нечего вмешиваться! Мама. Ну хорошо. Допустим, мы пойдем в школу. А кто будет работать? Рабочий. Ничего, пусть поработают сами. По крайней мере, увидят, каково это. Бабушка. Может, оно даже к лучшему. Дети убедятся, что без нас обойтись трудно, и будут больше уважать взрослых. Старый доктор. Итак, по новому закону дети работают, а взрослые учатся. Неразбериха. Кутерьма. Ералаш. Мальчишки хотят быть только пожарными или шоферами. Девчонки — продавщицами в кондитерских или в магазине игрушек. Один мальчик изъявил желание быть палачом, другой — индейцем, третий — сумасшедшим. Дома тоже было много недоразумений и ссор, особенно, когда дети передавали свои тетради и учебники. Мама. Ты испачкал свои книги и тетрадки, а ругать будут меня! Папа. Ты потерял карандаши, и мне нечем рисовать, а от учительницы попадет мне. Бабушка. Ты не приготовила вовремя завтрак, и теперь я опоздаю в школу. Пиши мне записку! Учительница. Наконец-то мы немного отдохнем. Не станут же взрослые безобразничать! Покажите детям пример, как надо учиться. Старый доктор. Странное зрелище представлял город: взрослые чинно шагают в школу, а дети деловито спешат на работу. 1-й взрослый (другому взрослому). Ну что? Разве плохо снова оказаться детьми? Помнишь, из-за чего мы с тобой подрались? 2-й взрослый. Еще бы! Я купил перочинный нож, а ты сказал: он не стальной, а железный. 1-й взрослый. Нас с тобой из-за этого в карцер посадили. (Забыв, что они взрослые, стали толкаться и гоняться друг за другом). Смотри, вон "гусыня" идет, помнишь, как она в водку подливала воду, а за селедочный хвост, как за целую селедку с нас брала? Давай подставим ей ножку, а? Мы ведь с тобой теперь сорванцы. Толстуха. Хулиганы! Вот скажу учительнице, что не даете спокойно перейти через дорогу, она вам задаст! Старый доктор. Великовозрастные ученики читают, пишут, решают задачки. Все, как полагается. И все-таки учительница несколько раз рассердилась за то, что невнимательно ее слушают. Девочка. Дурак. Брешешь. Убирайся вон! Не хочешь — как хочешь! Не воображай! Погоди, вот мама придет из школы. Мальчик. Кончатся уроки — все папе расскажу, как ты вместо супа на обед подала варенье! (Родители возвращаются из школы). Девочка. Мамочка, тебя сегодня спрашивали? Мальчик. Папа, ты контрольную решил? Девочка. Бабушка, а ты с кем сидишь? На какой парте? Папа. Ну а что ты сегодня делал на работе? Мальчик. Да ничего особенного. Посидел за письменным столом, потом в окно посмотрел на похоронную процессию. Хотел закурить, но сигарета попалась горькая. На столе у тебя какие-то бумаги лежали, я их подписал. Пришли трое иностранцев — не то французы, не то англичане, залопотали по-своему, но я сказал, что не понимаю, и они ушли. Пора было пить чай, но чай не принесли, и я весь сахар съел. Мама. Мне некогда, у меня много уроков. Учительница сказала: взрослым надо больше задавать. Это несправедливо. В других школах больше не задают. Девочка. А в углу стоял кто-нибудь? Мама. Стоял. Девочка. За что? Мама. На четвертой парте сидели две дамы и весь урок болтали. Учительница два раза сделала им замечание, а они — никакого внимания. Тогда учительница поставила их в угол. Мальчик. Они плакали? Мама. Одна смеялась, а другая вытирала слезы. Мальчик. А мальчишки к вам приставали? Мама. Немножко. Девочка (радостно). Совсем как у нас! Старый доктор. Когда дети вернулись в школу, учителя, разумеется, не признались им, как хорошо, что они вернулись, и как трудно было со взрослыми. Среди учеников нашлось немало лоботрясов, которые на уроках хихикали, шумели и мешали слушать другим. Старички и старушки мирно посапывали на задних партах. И сколько учительница ни сердилась, ни кричала, с них как с гуся вода, потому что многие оказались глухими. Молодые проделывали со стариками разные шутки, а старики жаловались, что им покоя не дают. Словом, учителя привыкли иметь дело с детьми и предпочитали, чтобы все было по-старому. Хорошо, если в спектакле будут участвовать и взрослые, и дети, а если стать артистами захотят и другие, им можно дать роли без слов: они мимикой будут комментировать всё, о чем рассказывает старый доктор. |
|
|
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.